Брод Band

Сообщество любителей туризма и активного отдыха

Воспитание молодого поколения в духе бродбанды. Никель, штольни и окрестности. 1-2 июля 2011 года.

В отличие от всех наших походов, которые готовятся заранее, эта поездка получилась экспромтом. Нет, если быть точнее, то разговор об этой поездке шел уже довольно давно. Но так, в виде каких-то неопределенных планов. «-Надо бы съездить. Взять детей. Поводить. Показать». «-Да, надо. Поводим. Покажем.» И как-то так, на этой положительной ноте все разговоры и заканчивались, упираясь в банальные житейские преграды. Времени нет, работы много, деньги тоже с неба не падают. Но вот особенность нашей банды в том, что у всех её участников преобладает принцип — «Если не сейчас, то когда еще потом?» Вот в этот раз так и получилось. Прикинули — бензин, расстояние, проживание, питание. Хватает…. Ну так и какого лешего мы еще тут делаем?

Поехали мы двумя пепелацами. Капитан первого пепелаца — F6. Штурман — Fishka. Второй пилот — FiAlco и два юнги. Первый пепелац выдвинулся из Ростова около 2 часов дня и в месте назначения был уже в 8 вечера. Ими был разбит палаточный лагерь и приготовлен шашлычок.

Командиром второго пепелаца был Таксюк. Штурман — Геолог. Компанию в пути им составлял Кадр, который так же экспромтом специально ради этой поездки успел приехать из Таганрога.  Экипаж второго пепелаца выдвинулся из Ростова только в 7 часов вечера. До самого отъезда висела интрига получится ли Таксюку и Геологу отмахаться от своих Ростовских дел. Смогли. Отмахались. И уехали. В Никель прибыли около половины первого ночи. Однако ночная жизнь там кипела во всю. В это время в Никеле проходили практику студенты гидрогеологи и биологи. Никель весь светился огнями окон. То тут. то там ходили студенты и студентки. В стороне от Никеля, оттуда, куда ведут лесные тропинки, слышались смех, гитара и песни. В общем студентческая жизнь била ключем со всех сторон.  Мы сразу и совершенно незаметно для себя окунулись в эту пьянящую атмосферу. Костер у нашего палаточного лагеря и майкопское «Честное» добавляли невероятность того, что мы смогли это сделать — вырваться сюда! Вот так мы и не заметили, что не смотря на долгий путь мы просидели у костра аж до 3х часов ночи. А ведь завтра предстояло идти 5 км к штольне и еще обратно столько же.

Второй экипаж, решил поселиться с комфортом и благодаря совершенно замечательному человеку — Павлу Зайцу,  под насмешки со стороны первого экипажа («Пальтошники! Матрасники!»), мы заселились в отличный двух-комнатный номер. Однако на следующий день, когда на обратном пути из штольни нас изрядно подмочил дождик, они нам были очень даже признательны. Но не будем забегать вперед..

Утро следующего дня.  Первый экипаж с трудом разбудил второй. Проведя утренний моцион и позавтракав, кто у костра, а кто в ресторане на соседней базе отдыха, мы выдвинулись к штольне.  Путь к штольне идет по лесной тропе, которая проложена по бывшей дороге. Во времена активной разработки  месторождения барита, по ней доставляли горнорабочих. Первая треть  пути идет по «тягунам» — затяжным подъемам.  Вторая треть тоже набирает высоту, но более плавно. Тропа уже идет траверсом по склону и проходит в очень живописных местах. Приблизительно на половине пути от Никеля до  водопада есть большие валуны. Деревья очень небычно прикрепились своими корнями к этим валунам и это создает впечатление, что деревья растут на этих камнях. Очень примечательное место. Вы не сможете пройти мимо и не остановиться тут. Приблизительно через 20 минут пути мы спустились к броду через ручей Сюк. Это самая большая достопримечательность Никеля  (не считая штолен). В 50 метрах вверх по течению ручья, за небольшим скальным выступом, как в засаде, спрятался изумительный водопад. Его высота всего лишь около 6 метров. Но красоту этого места измерить нельзя никакими величинами.  Фотографии этого водопада долгие годы будут радовать Вас своей первозданной красотой. И вот, нафотографировавшись у этой красоты, мы вернулись к месту, где тропа пересекает ручей. Здесь мы устроили небольшой привальчик. Пока на газовой горелке кипятилась вода для горячих кружек супа и чая,  навстречу нам, с другой стороны ручья, по тропе спустилась группа студентов биологов. Они уже возвращались из штольни обратно в Никель. Мы перекинувшись парой слов об их впечатлениях и они продолжили свой путь, а мы приступили к легкому перекусу. Должны заметить, что наши юнги очень бодро и без капризов преодолели первую часть пути и были полны сил и желания продолжать путь вместе с нами. Итак, отдохнув, перекусив и отметив это достижение небольшой дозой «клубничной»,  мы продолжили свой путь. В начале крайней трети пути, сразу после ручья, тропа уходит серпантином вверх по склону и дальше некоторое расстояние идет вдоль него траверсом. Проходя по этой части пути, в одном из мест очень хорошо будет виден отвал одной из штолен. Если порыться в этих отвалах можно нарыть довольно интересные образцы массивов барита и хризопраза. Однако надо обязательно помнить о том, что Вы можете встретить образцы с повышенным радиационным фоном. В этот раз мы там задерживаться не стали и пошли дальше. Тропа периодически довольно круто, но не долго набирает высоту и  потом снова выходит на траверс. Приблизительно через 20-30 минут пути мы подошли ко входу штольни. Вход штольни и первая сотня метров пути внутри обводнена. Глубина воды небольшая. В самых глубоких местах было сантиметров 10 выше щиколотки. Так что нужно было подготовиться к этому мокрому делу и мы стали переобуваться. Во время нашей переобувки из штольни вышел Паша Заяц. Он показал свои находки, дал очень полезные сведения о том, что и где нам можно посмотреть. Таксюк одолжил у него резиновые сапоги и стал крут! Теперь у него единственного ноги будут сухие. Остальные же либо будут идти по воде в своей обуви, либо в обычных сланцах. А водичка-то в штольне не кипяток! Наших юнг было решено переносить на отцовских горбах. И вот, первым вперед осторожно, как по минам, в пашиных резиновых сапогах, в черное чрево штольни двинулся Таксюк. Следом в сланцах на босу ногу и закатанных до колен штанах Геолог, F6 с юнгой на горбу, FiAlco со своим юнгой на горбу и замыкали эту процессию Fishka в сланцах и Кадр. Я затрудняюсь передать наши ощущения в этом месте. Гулкие голоса, шлепающая под ногами вода, капли падающие с потолка, луч фонаря выхватывающий из темноты небольшие участки подземелья с остатками крепей, костылей, шпал… Пожалуй ближайшей аналогией будет какая ни будь компьютерная игра с постапокалиптическим пейзажем, но только с совершенной графикой. В общем всех впечатлений от пребывания там я передать на словах не смогу. Это нужно там быть. Ну а для справки — протяженность этой штольни со всеми её ответвлениями около 7 км. Мы же прошли вглубь её  главного штрека всего лишь несколько сотен метров.  Одним из главных впечатлений от этой штольни дня нас стало посещение «кальцитового зала». Это место представляет из себя огромного размера полость в скале — жеоду, которая по всей своей поверхности покрыта огромными красивыми кристаллами кальцита. Кальцит — это карбонат кальция. Очень мягкий и хрупкий минерал. Его кристаллы крошатся даже от небольших усилий рук. И это огромное чудо, что это место до сих пор сохранилось. Ведь при всей своей удаленности эти штольни довольно многие люди посещают. И это чудо, что среди этих людей нет таких, которых мы называем варварами и вандалами. И пусть им туда будет дорога закрыта!  В боковых штреках недалеко от «кальцитового зала» мы обнаружили очень красивые друзы и щетки барита.  К счастью нам не пришлось отбивать эту красоту. Уже под ногами мы могли найти все, что могло бы нас устроить в качестве трофеев. Здесь уже до нас кто-то поработал. И в очередной раз спасибо Паше, который подсказал нам о такой возможности. Вот так, балансируя между жадностью и ленью (ибо хочется унести все, а тащить-то надо будет на себе), мы насобирали себе трофеев. Щетки барита, красталлы кальцита, куски массива с вкраплениями пирита и халькопирита. В общем все, что нам приглянулось отправилось с нами в обратный путь. В общей сложности мы пробыли в штольне около 2х часов. Но время пролетело совершенно незаметно. Как будто мы там были всего полчаса. На выходе из штольни нас встретил небольшой дождик. Перед обратной дорогой нам нужно было переобуться обратно в сухую обувь (у кого она была) и одеть дождевики. И вот собравшись, мы сделали групповую фотографию перед входом в штольню и двинулись. Из-за дождя тропка стала скользской. В некоторых местах набралась вода и грязь размокла. А идти по скользкой грязи, да еще вниз — удовольствие из сомнительных. На обратном пути все обошлось без приключений. Однако уже на подходе к Никелю дождь усилился, а грязи под ногами стало еще больше. Но все же мы довольно шустро добрались до дома. И вот сухой и теплый номер, где обосновался второй экипаж был сейчас как раз очень кстати. Ну и еще была очень кстати и банька, которую заказал Таксюк на 9 вечера.  Пришли из штольни мы около 5 часов вечера. Переоделись в сухое и теплое. Развесили все мокрое сушится. И отправились всей бандой в кафе в соседней базе отдыха. Вернувшись около 7 вечера из кафе у нас еще оставалось время до бани, которое каждый коротал кто как хотел. Кадр например заснуть умудрился. Геолог с Таксюком продолжали пить пиво за интересным разговором. FiAlco с юнгами ушел гулять по окрестностям Никеля. А вот что делали все это время F6 и Fishka мы не знаем. Надо будет потом у них поинтересоваться…

Банька. Банька это хорошо. Особенно когда устал, продрог, промок и хочется чего то большого и теплого. Скорее всего под впечатлением от нашей баньки в мае, когда мы тут были после спуска с Азиш-Тау к Гузериплю, мы бросились в парилку, как на амбразуру. И это было совершенно напрасно. Как мы потом решили, нужно было начинать нам париться с более низкой температуры, постепенно её повышая. А мы рванулись в парилку где было 110 градусов температуры. Жесткий пар получился, не добрый. Но все же какую-то часть удовольствия мы получили.  В 11 вечера время баньки закончилось и мы переместились в наш номер. После баньки уже ничего не хотелось. Костер разводить, чтоб дожарить остатки шашлыка, пришлось бы долго. Да и после дождя все было сырое. И по-этому инициативу  в свои руки взяли Таксюк и Fishka. Загрузив барбикьюшную решетку шашлыком, они двинулись на соседнюю базу отдыха, где был запримечен еще живой, с горящими углями мангал. Шашлык был успешно пожарен и не менее успешно заточен под пиво и «клубничку».

А что же наши юнги? Наши юнги через полчаса после бани уже были в отключке и спали там, где их застал сон.  И это было сигналом, что все, на сегодня программа выполнена полностью и пора всем расходиться по домам.  На следующий день планы были не менее грандиозные, чем на этот.

Следующий день, как и предыдущий начался с побудки первым экипажем второго. Учитывая итог прошлого вечера —  это было не простым делом. В планах было выехать как можно раньше из Никеля, чтоб успеть съездить на Партизанскую поляну за Гузериплем, оттуда успеть доехать обратно через Даховскую к Азишской пещере, а уже оттуда выдвинуться в обратный путь в Ростов.  И вот, с огромным трудом поднявшийся в половину десятого утра второй экипаж, быстро собравшись и убравшись, сдал номер Паше. Наскоро позавтракав солянкой в кафе, в начале двенадцатого  выдвинулись вслед первому по направлению к Партизанской поляне. Встетились мы у пруда рядом с кордоном «Партизанская поляна».  Юнги с удочками пытались что-то ловить в близлежащем пруду. Как выяснилось ловить там запрещено, но для детей сделали исключение.  Но погода была наверно не клевая и ничего так и не словилось. Кукуруза, на которую пытались ловить рыбу, была съедена самими рыбаками и мы отправились дальше, к самой Партизанской поляне. Эта поляна находится у подножья горы Оштен. Оттуда на неё открывается замечательный вид. Оттуда же мы скорее всего через две недели и пойдем по 30му маршруту на море. Пробыли мы там не долго, меньше часа. Пофотографировались возле примечательного дорожного знака «Осторожно! Дикие жЫвотные!», изобразив из себя этих самых «жЫвотных» и двинулись в обратный путь через Гузерипль, Хамышки и Даховскую на Лаго-Наки к пещере Большая Азишская. По дороге мы остановились недалеко от кордона. С этого места был хорошо виден Большой Тхач. С его вершины мы буквально пару недель  назад смотрели в сторону того места, где сейчас стоим. Интересное впечатление, должны мы Вам заметить. Дорога до Большой Азишской пещеры заняла у нас около 2х  часов со всеми остановками на фотосессии.  Приехали мы к ней около 3х часов. Вниз решили спускаться не все. На поверхности остались дожидаться FiAlco и Геолог. Молодежь после часовой экскурсии выскочила из пещеры довольная и замерзжая. Теперь можно выдвигаться и в обратный путь домой. Обратный путь ничем примечательным не выделился. Разве что только Такси вел свой пепелац по дороге с Лаго-Наки до Даховской накатом, не включая двигателя. А это около 20 км. Так что нам удалось сохранить пару-тройку литров и так уже в почти сухом баке. Ну и еще мы решили остановиться у Казачьего камня, чтобы Кадр сделал с его вершины панораму. И вот отъехав от Казачьего камня около половины пятого вечера в Ростов мы приехали в половину двенадцатого ночи. Путешествие получилось на славу. А увидеть это все Вы сможете у нас в фотогалерее, либо лично, побывав там.

Никель. Родные пенаты Геолога.

Вот тут и становятся геологами. База практики Ростовского Государственного Университета (теперь ЮФУ).

200 изображений

Такси на пути к штольням.

Вы слышали когда ни будь о метро-такси? Нет? Мы тоже. А он есть! Смотрите...

92 изображений

F6, F5 и Fishka. Семейный отдых по-бродбандовски.

Как здорово, когда близкие люди разделяют с тобой твои интересы и увлечения.

87 изображений

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=l4hA8pP1Ggk[/youtube]

Метки: , , , , ,

В рубриках: Где бывали. Чего видали, 23:10, 04 Июл 2011 в 23:10.

Отзывов: 6

Поделитесь статьей:

1. Генерал 05 Июл 2011

Зачет!!! ;) Будет кому в старости вас на «горбу» в горы таскать! :)

2. Монументальная монография! Впечатляет! Читал и будто снова побывал там!

3. По поводу предстоящей тридцатки. Все-таки предлагаю стартовать не от Партизанки, а от Азишской. Там, на Каменном Море будет гораздо живописнее провести традиционную встречу девяти часов утра )

4. В ближайшем будущем я выложу сюда отсканенную карту 30го маршрута с описаниями. Надо будет подумать по твоему предложению.

5. От Азишской нам идти часов 10-14

6. Добавлено видео!

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Использование материалов с сайта возможны с уведомлением администрации и указанием ссылки на сайт. Все права защищены © 2011 Брод Band | Благодарность: Лаборатория REALGAR.RU